Профессия "журналист" не исчезнет, но трансформируется - медиаэксперты
23 июня 2011 года
Эксперты медиаотрасли в ходе дискуссии на специальной сессии форума "Медиа Будущего" "Российские и зарубежные масс-медиа: опыт, реальность, будущее", прошедшей в четверг в , обсудили характерный для российской журналистики метод "копипаста", движение общества к персонифицированным медиа и будущее самой профессии журналиста.
В специальной сессии форума приняли участие более 70 представителей зарубежных и российских средств массовой информации. В рамках мероприятия было представлено 18 докладов о развитии масс-медиа в России и за рубежом.
"Мы с вами сегодня попытаемся заглянуть не только вперед, но и вширь. И сделаем мы это не путем прогнозов и сценарного планирования, а сделаем путем обмена мнениями между докладчиками, представляющими, с одной стороны, необъятные кросс-этнические и кросс-культурные просторы России, а с другой - этническое и культурное разнообразие развивающихся стран мира", - сказал заместитель главного редактора Валерий Левченко.
Директор Международной программы стипендий Фонда Форда в России Оксана Орачева в своем выступлении выразила уверенность, что "профессия "журналист" никуда не денется", останется его ответственность перед читателем. В целом же, по ее мнению, для российской журналистики сейчас характерен метод "копипаст", так как "анализом информации сегодня хотят заниматься немногие".
"Но анализ - очень важная составляющая для журналистов медиа будущего", - подытожила Орачева.
Медиатренер высшей школы журналистики, выпускница международной программы стипендий Фонда Форда Оксана Силантьева согласилась с Орачевой и сказала, что "копипаст" появился из-за потери авторской подачи новостей. "Мы превратили информацию в обезличенность и считаем это журналистикой", - подчеркнула она.
Заместитель главного редактора Associated Press Томас Кент, в свою очередь, отметил, что "именно в обезличенной журналистике нет элемента зависти, а люди в новых медиа счастливее, чем в традиционных... они и воспринимаются более крутыми".
"Однако порой и новые медиа страдают от их собственных проблем, а частности от недостатка доверия", - добавил он.
Продолжая тему новых социальных медиа, генеральный директор Всемирной сети редакторов Бертран Пекери в своем выступлении заявил, что "мы должны подстраиваться под очень личные предпочтения и очень личные запросы. Для масс-медиа нет будущего, это концепт 20-го века, а мы движемся к персонифицированным медиа".
В рамках сессии был проведен круглый стол, на котором четырнадцать выпускников международной программы стипендий Фонда Форда из Бразилии, Перу, Китая, Индии, Индонезии, Филиппин, а также российских регионов: Алтайского края, Калмыкии, Ростова-на-Дону, Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы представляли средства массовой информации своих стран. Иностранцы рассказали участникам, что информацию о событиях в России узнают из газет и телеканалов, причем в основном это мировые новости о перемещениях и встречах глав государств.
Значительную часть во всех выступлениях иностранных спикеров занимала тема развития социальных медиа. По их данным, во многих странах в настоящее время наблюдается конвергенция традиционных и новых медиа.
Ответственная за планирование выпуска новостей китайского телеканала China Xinjiang Television Цзин Чзан рассказала о новых тенденциях в области социальных медиа в Китае. По ее словам, новые медиа в настоящее время оказывают наибольшее влияние на область политических трансформаций и играют важную роль в модернизации культуры Китая.
Также докладчики касались вопросов свободы СМИ в развивающихся странах, истории колониальной цензуры, государственного контроля, конституционных ограничений. Доклад редактора отдела "Новости" вэб-портала IBNlive.com информационного агентства GNB Надим Асрар "Индийские СМИ: опыт реальность, будущее" был сосредоточен на проблемах медиа в Индии. Спикер рассказал, что основной проблемой для развития печатных СМИ в Индии является существующий до сих пор процент неграмотного населения, а для электронных СМИ - проблемы с техническим оснащением.
О проблемах с доступом в интернет, нехваткой оборудования говорили и российские докладчики, когда представляли СМИ своих регионов.
"Практически все региональные телеканалы в РФ имеют свои аккаунты в соцсетях, но они не регулярно обновляются, так как никто не знает, что делать дальше с ними", - привел пример главный редактор телеканала "Россия-24.Дон", выпускник программы стипендий Фонда Форда Александр Иванов.
Много вопросов задавали иностранные участники журналистам из Санкт-Петербурга, Калмыкии и Ростова-на-Дону о финансировании региональной прессы. Они пытались понять, за счет чего существуют российские региональные медиа. Оказалось, что проблемы у региональной журналистики во всем мире похожие: недостаток финансирования, борьба с федеральными/национальными СМИ за читателя, а также неудачные попытки выйти в интернет из-за отсутствия понимания как это сделать.
Международный форум "Медиа будущего", посвященный развитию медиатехнологий, влиянию новых и традиционных медиа на общество, а также будущему журналистики, проводится в рамках празднования 70-летия агентства. Специальными гостями форума являются топ-менеджеры ведущих интернет-компаний, основатели крупнейших мировых медиаресурсов, журналисты и известные исследователи в сфере медиа.