СОКУРОВ Александр Николаевич
14 июня 2011 года

Режиссер Александр Сокуров отмечает 14 июня 60-летие.

Ниже приводится биографическая справка.

Советский и российский кинорежиссер, сценарист Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военнослужащего. По происхождению Александр Сокуров - черкес, потомок древнего кабардинского рода.

Большая часть его детства прошла в Туркмении; переезжал с родителями с места на место. Учиться в школе начал в Польше, закончил в Туркмении.

В 1974 году окончил исторический факультет Горьковского государственного университета, в 1979 году - режиссерский факультет ВГИКа (мастерская документального кино Александра Згуриди).

Во время учебы в университете в 1969-1975 годах Сокуров работал в Редакции художественного вещания на Горьковском телевидении помощником, а затем ассистентом режиссера.

В возрасте 19 лет он как режиссер выпустил свои первые телевизионные программы, а за все годы работы на Горьковском телевидении им были созданы несколько телевизионных фильмов и ряд телевизионных программ прямого эфира.

Во время обучения во ВГИКе Александр Сокуров за отличную учебу получал стипендию имени С. Эйзенштейна.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях. Первая художественная картина Сокурова "Одинокий голос человека" по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома.

В 1980 году по рекомендации Андрея Тарковского Александр Сокуров был зачислен режиссером-постановщиком в штат киностудии "Ленфильм", где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины.

Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.

Только в конце 1980-х годов ряд снятых Сокуровым ранее игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных кинофестивалях. В 1980-1990-е годы режиссер интенсивно работал, снимая игровые и документальные картины, часто несколько картин в год.

В то же время он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии "Ленфильм".

С 1998 года являлся председателем художественного совета киностудии "Ленфильм".

В 1998-1999 годах Сокуров вел на телевидении в Санкт-Петербурге цикл передач "Остров Сокурова", в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.

С середины 1990-х годов режиссер со своими коллегами начал освоение видео технологии, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снят ряд документальных видеофильмов. Несколько из них сделано в Японии по заказу японских ТВ каналов.

На основе съемочной группы Сокурова на "Ленфильме" создана студия "Берег".

Александр Сокуров - автор более 40 художественных и документальных фильмов. Он снял документальные фильмы "Мария", "Соната для Гитлера", "Дмитрий Шостакович. Альтовая соната", "И ничего больше", "Жертва вечерняя", "Терпение, Труд", "Элегия", "Московская элегия", "Петербургская элегия", "Советская элегия", "К событиям в Закавказье", "Простая элегия", "Пример интонации", "Элегия из России", "Духовные голоса", "Восточная элегия", "Беседы с Солженицыным", "Петербургский дневник. Моцарт. Реквием", "Элегия жизни. Ростропович. Вишневская" и другие.

Сокуров является режиссером таких художественных фильмов, как "Скорбное бесчувствие" (1986), "Дни затмения" (1988), "Спаси и сохрани" (1989), "Круг второй" (1990), "Камень" (1992), "Тихие страницы" (1993), "Мать и сын" (1997), "Молох" (1998), "Телец" (2000), "Отец и сын" (2003), "Русский ковчег" (2002), "Солнце" (2005), "Александра" (2007) и других.

В фильмах "Телец" и "Солнце" Сокуров выступил и как оператор-постановщик, а в фильмах "Ты должен жить" и "Русский ковчег" снялся как актер.

Александр Сокуров был режиссером озвучивания в фильме Федерико Феллини "И корабль плывет", режиссером-постановщиком спектакля "Гамлет" (на основе оперы Амбруаза Тома) в Московском театре "Новая опера" (1999), спектакля "Не властны мы в судьбе своей" в "Театре "Школа драматического искусства" (2004), оперы "Борис Годунов" Модеста Мусоргского в Большом театре (2007).

В 2010 году Александр Сокуров открыл творческую мастерскую в городе Нальчике на факультете искусств и средств массовой информации Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) для молодежи Северного Кавказа.

Он набрал курс студентов по специальности "Режиссура кино и телевидения".

Сокуров - член Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга при правительстве города.

Александр Сокуров - Заслуженный деятель искусств России (1997), Народный артист России (2004), лауреат Государственной премии России (1996, 2001). Участник и лауреат многих международных фестивалей. В разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов; он обладатель самых престижных наград: приза ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков), премии имени Тарковского (1988), премии Ватикана "Третье тысячелетие" (1988), премии "Золотой Овен" (1996, 1999, 2001), премии "Ника" (2001), премии "ТЭФИ" (2007) и других.

В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино всех времен.