Власти Москвы отпустили основателя театра на Таганке Юрия Любимова
30 июня 2011 года
Московская мэрия сожалеет о том, что отношения народного артиста России, режиссера Юрия Любимова с Театром на Таганке, которым он руководил с момента основания, исчерпаны, и, несмотря на отсутствие преемника, надеется на продолжение истории театра.
Как сообщает заместитель мэра Москвы Людмила Швецова в своем официальном заявлении, поступившем в четверг, год назад в подобной ситуации ей удалось повлиять на решение Любимова - он забрал заявление об уходе. Также мэрия поддерживала идею главы театра перейти на автономную форму деятельности, однако актерский коллектив с этим предложением не согласился и проголосовал против.
Артисты театра обратились к заместителю мэра Москвы с предложением оставить Любимова на должности художественного руководителя и найти нового директора. Но, как отмечает Швецова, режиссер ответил категорическим отказом на это предложение. "Мы убеждали Юрия Петровича согласиться с такой постановкой вопроса, но он ответил, что "компромисса быть не может", что для него "этот театр закончился, и возврата к этому нет", - пишет Швецова.
Тем не менее, Швецова не уточнила, подписано ли заявление Любимова об уходе. В мэрии надеются, "что история Таганки не закончится на этом конфликте". Заместитель мэра сожалеет, что "нынешний кризис в Театре на Таганке рассматривается через призму меркантильных и финансовых отношений, а не через призму творчества, тем более что творчество - высокое и подлинное - и есть настоящее лицо Таганки, именно оно принесло театру и славу, и профессиональный успех".
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
Решение 93-летнего Юрия Любимова уйти из возглавляемого им театра на Таганке было спровоцировано скандалом, случившимся во время гастролей труппы в Чехии в июне этого года. На публичной репетиции артисты потребовали выплатить им деньги за выступления, переданные принимающей стороной руководству театра, отказавшись в противном случае работать. Любимов выдал деньги, а после этого заявил, что не намерен возглавлять театр, актеры которого "подорвали престиж страны". Труппа также выразила недовольство управлением Любимова, предложив ему покинуть пост директора, но сохранив художественное руководство театром.
Однако режиссер убежден, что разделять функции директора и худрука недопустимо. "Надо мной поставят директора, который будет заниматься этими вопросами? Этого не выйдет - руководитель театра и должен вести театр", - сказал на пресс-конференции Любимов, который уверен, что он достаточно компетентен в денежных вопросах и что необходимость платить зарплату еще и директору только "ухудшит финансовое положение театра".
"С финансовой стороны я достаточно грамотен, чтобы разобраться. Когда актер нанимается, он называет сумму - и я называю сумму. По истечении года он мне может сказать "прибавьте мне 5 тысяч, иначе я уйду". Я буду соображать, могу ли я прибавить, или не могу", - пояснил он.
Обобщая конфликт с чешскими гонорарами и общую ситуацию с зарплатой в театре, Любимов назвал легендой бедность артистов. "Это легенда, что они бедные. Надо понимать - они не бедные", - сказал он, сообщив, что ведущие артисты труппы получают от 70 до 80 тысяч рублей, молодые, начинающие - 40 тысяч рублей, при том, что где-то в стране люди получают 8 тысяч рублей.
В среду департамент культуры Москвы получил от Любимова заявление об уходе из театра с 15 июля. В этот же день 15 актеров, у которых были заключены срочные договоры до 16 июля, устно уведомили в отделе кадров об увольнении с этого числа.
Представитель театра Ольга Федорова уточнила, что с 15 июля Любимов уже не будет являться директором театра, поэтому новые трудовые договоры заключать не вправе.
"По трудовому законодательству пролонгировать их или заключать новые трудовые договоры сможет новый директор театра, Юрий Павлович уже не будет обладать этим правом", - сказала она.
ДРЕССУРА ЯПОНСКОЙ ПАЛКОЙ
Вопрос о преемнике главы Театра на Таганке пока остается открытым.
Год назад директор Таганки хотел предложить эту роль японскому режиссеру Тадаши Судзуки, чей метод "дрессировки" артистов палкой Любимов одобряет. "И если вы плохо ногу протянули, он бьет по ноге", - добавил он, напомнив, что многие режиссеры работают с палкой.
Любимов, которого артисты обвиняют в неуважительном отношении к труппе, отметил, что актеры часто на работу опаздывают, просыпают. "Я сижу и жду их каждый раз по полчаса, чтоб они очнулись и, наконец, поняли, что надо прийти и работать", - подчеркнул он. По его словам, "это вспышки, а не артисты", из-за которых, в частности, гастрольные спектакли театра неоднократно оказывались на грани срыва по причине их пьянства. Он продолжил, что зачастую ему собственноручно приходилось приводить артистов в чувство при помощи холодного душа и нашатыря, когда перед спектаклем они были "не в форме".
К вопросу о преемнике Любимов добавил, что ситуация, при которой профессионалы и сильные в своей профессии люди уезжали из страны, а при этом нанимались специалисты извне - недопустима, вспоминая свой итальянский театр.
Руководитель Таганки с полувековой историей выразил сожаление по поводу оставленного им в годы перестройки театра в Болонье. Находясь в вынужденной эмиграции в советское время он ставил многочисленные постановки по всему миру, в Болонье у него был свой театр. В 1988 году Любимов вернулся по приглашению правительства обратно в Россию.
"Я могу создать театр где угодно, он у меня и был создан в Италии в Болонье, и я сожалею, что я принял предложение и вернулся в Россию", - сказал 93-летний Любимов, который уверен в том, что ему хватит сил на продолжение театральной деятельности.
Любимов - основатель и главный режиссер Театра на Таганке. Среди поставленных им спектаклей - "Гамлет", "А зори здесь тихие...", "Павшие и живые", "Пугачев", "Жизнь Галилея", "Послушайте", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", "Борис Годунов", "Шарашка", "Электра", "Самоубийца", "Медея", "Хроники В.Шекспира", "Евгений Онегин".