Перевозка нефтепродуктов по СМП без помощи атомоходов пока невозможна - эксперт
5 августа 2011 года
Прохождение судов любого размера обычного ледового класса по Северному морскому пути (СМП) возможно только при поддержке ледокольного флота, считает Михаил Попов, первый заместитель председателя правления и коммерческий директор ОАО "НОВАТЭК", крупнейшего российского независимого производителя газа.
Компания реализует проект "Ямал СПГ", в рамках которого планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение и построить на полуострове завод по сжижению газа. Также проект предусматривает создание морского порта в поселке Сабетта на Ямале и строительство танкерного флота ледового класса.
"Самостоятельное плавание морских судов в условиях ледовой обстановки возможно танкерами усиленного ледового класса (Arc7 и выше). В настоящее время танкеров подобного класса для перевозки нефти и нефтепродуктов не существует. Плавание танкеров обычного ледового класса осуществляется только при поддержке ледокольного флота", - подчеркнул Попов.
При этом в августе-сентябре, когда большая часть маршрута танкера проходит по чистой воде, услуги ледоколов требуются лишь для прохождения небольших ледовых полей и перемычек, отметил он.
"Навигация по Севморпути на протяжении нескольких десятилетий отработана нашим партнером - компанией "Росатомфлот". Система подготовки наших рейсов по СМП (включая анализ ледовой обстановки, выбор маршрута), конструктивные особенности используемых танкеров направлены на то, чтобы избежать возникновения каких-либо внештатных ситуаций и обеспечить безопасный режим движения судов", - рассказал Попов.
Рейсы по Северному морскому пути, по его словам, позволяют сократить время транспортировки грузов из портов северо-запада России до рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, время в пути транспортируемого конденсата через Севморпуть в среднем составляет 25 дней. В сравнении с маршрутом через Суэцкий канал (около 40 дней) дорога получается быстрее на 15 дней.
"Это позволяет снизить транспортные затраты в основном за счет экономии потребления бункерного топлива и уменьшения времени фрахта судов. Также вместе с "Росатомфлотом" нами рассматриваются возможные варианты с тем, чтобы снизить затраты, приходящиеся на ледовую проводку танкеров", - рассказал Попов.
Администрация СМП устанавливает четкие требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути. Это ледовый класс танкера, усиленный корпус, технические характеристики силовых установок, соответствующее навигационное оборудование, технические средства судовождения и связи, аварийное и спасательное оборудование.
"Каждое судно перед прохождением по трассам Севморпути подлежит осмотру уполномоченным администрацией СМП представителем, после осмотра составляется акт и оформляется разрешение на прохождение судна по трассам СМП. Капитан судна или лицо, его заменяющее на ходовой вахте, должны обладать необходимыми знаниями по плаванию во льдах и иметь опыт управления судном при плавании в ледовых условиях. При отсутствии такого опыта обязательно взятие на судно ледового лоцмана", - сказал Попов.
Начальник управления перспективного развития эксплуатации флота ФГУП "Росатомфлот" ГК "Росатом" Владимир Арутюнян подтвердил , что помощь атомных ледоколов на СМП больше всего требуется в конце сентября, когда на трассах начинается нарастание молодого льда.
"Мы готовы помогать на СМП всем, кому такая помощь потребуется. Действительно, водим танкеры ОАО "НОВАТЭК", суда Мурманского морского пароходства сопровождаем. Скорость прохождения трассы, безопасность плавания напрямую зависят от слаженности штаба морских операций, команды ледокола и сопровождаемого танкера", - отметил Арутюнян.
По данным ФГУП "Росатомфлот", первый в этом году экспериментальный транзит танкера Perseverance с газоконденсатом по СМП начался 29 июня и длился 15 суток. Следующим стал танкер Heritage, который прошел по Севморпути всего за восемь суток при помощи ледокола "Вайгач". Также "Вайгач" успешно завершил проводку двух балкеров Мурманского морского пароходства с грузом железорудного концентрата ОАО "Еврохим", произведенного на ковдорском ГОКе. Оба балкера преодолели Севморпуть за 12 суток.
Северный морской путь - это кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
НОВАТЭК - второй по объемам добычи производитель природного газа в России, компания создана в 1994 году. Занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа, на долю которого приходится более 90% российской и около 20% мировой добычи.
Компания оценивала стоимость реализации "Ямала СПГ" в 15-20 миллиардов долларов, без учета инвестиций в порт и танкерный флот. Позднее премьер-министр РФ Владимир Путин оценил общие инвестиции в этот проект в 0,9-1 триллион рублей, заметив, что государство намерено профинансировать ряд работ по созданию инфраструктуры нового порта.
Правительственная комиссия по контролю над осуществлением иностранных инвестиций в РФ в июле одобрила ходатайство французской Total о покупке 20,5% акций "Ямал СПГ". Помимо Total, участием в перспективном проекте "Ямал СПГ" интересовался ряд иностранных инвесторов. Так, среди возможных иностранных партнеров называлась французская GDF Suez, англо-голландская Shell, американские Exxon и ConocoPhillips, японские Mitsui и Mitsubishi, испанская Repsol, катарская Qatar Petroleum. "Дочка" индийской ONGC - ONGC Videsh Limited - продолжает обсуждать с НОВАТЭКом возможность участия в проекте.