Рекордные продажи современного искусства: подъем рынка или предвестник кризиса?
15 ноября 2011 года
Торги современного искусства трех ведущих мировых аукционов, которые прошли в Нью-Йорке на минувшей неделе, продемонстрировали беспрецедентный, после 2008 года, рост спроса на произведения современного искусства, но вызвали больше вопросов, чем ответов.
"В профессиональных кругах существуют два мнения: кто-то говорит о надвигающемся кризисе и сравнивает текущую ситуацию с событиями 2007-2008 годов, а кто-то смотрит на ошеломляющие результаты как на признак восстановления рынка современного искусства после кризиса. Мне ближе второе мнение: мы видим сегодня прекрасное предложение и хороший спрос, и это, скорее всего, здоровая и позитивная ситуация на рынке современного искусства", - рассказала глава российского представительства Phillips de Pury & Company: Art Auctions Russia Светлана Марич.
Так, общий результат двухдневной сессии торгов Christies "Послевоенное и современное искусство", включавшей в себя работы из коллекции Питера Нортона, составил 325,9 миллиона долларов. Ценовой рекорд установлен на произведения Роя Лихтенштейна: его картина "Я вижу всю комнату... Но в ней никого нет!" 1961 года ушла за 43,2 миллиона долларов. Полотно "Без названия" 1996 года Луиз Буржуа купили за 10 миллионов долларов, а картина Пола Маккарти "Томатоголовый (Зеленый)" 1994 года продана за 4,5 миллиона долларов.
Не намного уступил конкуренту и Sotheby's, чья совокупная выручка составила 315,8 миллиона долларов, а торги стали самыми успешными с мая 2008 года. Значительную долю в успехе торгов аукциона сыграла продажа четырех полотен представителя абстрактного экспрессионизма Клиффорда Стилла. Работы, выставленные на аукцион для поддержки открывающегося в ноябре музея художника в Денвере, ушли за 114,1 миллиона долларов, почти вдвое превысив эстимейт.
И, наконец, благотворительные торги в пользу музея Гуггенхайм и торги современного искусства в совокупности принесли аукционному дому Phillips de Pury, совладельцем которого является отечественная компания Mercury, - 78,4 миллиона долларов.
По мнению Марич, результаты торгов во многом зависят от качества работ, выставляемых на торги. "На рынке снова появились шедевры, люди престали бояться их продавать. Это очень важно, так как во время кризиса хорошие работы редко попадали на аукцион, в основном, их держали до лучших времен в качестве инвестиций".
ГОЛУБЫЕ ФИШКИ РУБЕЖА ВЕКОВ
Однако, по мнению ряда экспертов, арт-рынок далеко не так стабилен, каким хочет казаться. Как считают аналитики, долговой кризис лета 2011 года и нестабильность на Уолл-стрит напрямую отразились на наиболее стабильных торгах "Искусства импрессионизма и модернизма".
Произведения топовых авторов конца XIX - первой половины ХХ века традиционно считались "голубыми фишками" инвестиций в искусство, однако аукцион импрессионистов и модернистов Christies, который в Нью-Йорке прошел в начале ноября, разочаровал участников рынка и был многими воспринят как предвестник серьезных перемен. Торги принесли Christies 140,7 миллиона долларов, против заявленного эстимейта 211,9 - 304 миллиона долларов, но покупателей на произведения искусства музейного уровня не нашлось. В частности, остались непроданными два портрета Пикассо, относящихся к 1930-м годам, осталась невостребованной и изящная статуэтка работы Дега.
Впрочем, аналогичный нью-йоркский аукцион Sotheby's, который проходил днем позже, оказались более удачным: говорят, благодаря тому, что клиенты согласились снизить гаранты - суммы, которые гарантирует аукцион владельцу работы при любом исходе торгов.
В итоге, аукционный дом наторговал на 229 миллионов долларов, установив даже ряд рекордов. Например, картина Амадео Модильяни "Сидящая обнаженная на диване" была продана за 68,96 миллиона долларов, поставив ценовой рекорд на произведения художника, а пейзаж Густава Климта Litzlberg am Attersee - за 40,4 миллиона долларов.
Несмотря на то, что по общему итогу торги в сегменте импрессионистов и модернистов неудачными назвать никак нельзя, участники и критики бросились дружно выражать недовольство, намекая на стагнацию рынка и обвиняя аукционы в завышении цен, а также порочности самого принципа аукционной политики. Но главное, все снова стали пугать арт-рынок новым кризисом.
ПРЕДВЕСТНИК БУРИ
При этом взлеты и падения мировых финансовых рынков, согласно данным ежегодного отчета портала Artprice.com, в последний год лишь добавляли веса двум видам вложений: инвестициям в золото и искусство. Цена на золото за два года выросла вдвое, а арт-рынок пережил с января по июнь 2011 года лучшее полугодие за всю свою историю, показав более динамичное развитие, чем в пиковый период 2007-2008 годов. За аналогичный период, с июля 2010 по июнь 2011, выручка от современного искусства составила 895 миллионов евро, за период 2009-2010 годов только 501 миллион евро.
И все же, по мнению аналитиков, рынок современного искусства не может эффективно противостоять большим экономическим спадам, что наглядно подтвердил его крах в 1991, а затем в 2008-2009 годах. А пиковые цены на современное искусство как раз и стали предвестником экономического кризиса 2008 года, результатом которого стало падение цен в этом сегменте арт-рынка до 80%.
Впрочем, аналитики считают, что одним из надежных показателей состояния арт-рынка является уровень непроданных лотов, в рамках торгов современного искусства. С этой точки зрения эксперты с нетерпением ждали торги современного искусства ведущих аукционов с 8 по 10 ноября в Нью-Йорке, которые должны были стать лакмусовой бумажкой истинного состояния рынка. Участники рынка разочарованы не были: лоты представителей по итогам нью-йоркских торгов были проданы на 85-90%.
ВОСТОК-ЗАПАД
Ведущий экономист главного информационного портала Artprice.com Мартин Бремон (Martin Bremond) рассказал , что, несмотря на успешные показатели торгов современного искусства, арт-рынок еще очень далек от полного восстановления.
"Если посмотреть на оценку лотов, то у проданных работ они редко бывали превышены, тогда как в 2007 году почти при каждой продаже эстимейты удваивались", - пояснил он, добавив, что высокие эстимейты установленные на недавних нью-йорских торгах импрессионистов и модернистов, очевидно, не совпали с уровнем покупательского спроса. На этом фоне оценки современного искусства оказались более реалистичными и соответствующими ожиданиям рынка, поэтому и торги прошли удачно.
Теперь, по его словам, многое зависит от того, как пройдут осенние торги современным искусством в Пекине и Гонконге, а также от того, удастся ли Пекину удержать лидерство на арт-рынке, полученное в прошлом году. В 2010 году китайский рынок аукционов впервые опередил американский - их доля рынка составила 33% против 30%.
Противостояние Востока и Запада с каждым годом становится все более очевидным. Аукционный дом Poly International даже задумал открыть офис в Нью-Йорке, чтобы заинтересовать китайским искусством американских клиентов. А ведущие аукционы уже давно обосновались в Гонконге, превратив его в третью мировую площадку современного искусства после Пекина и Нью-Йорка. Согласно данным Artprice.com, гонконгский офис Sothebys за период с июля 2010 по июнь 2011 выручил на продаже произведений искусства 339 миллионов евро, из которых примерно треть приходится на современное искусство. На втором месте - Christies с общей выручкой 323,5 миллиона евро, из которых 79,5 миллиона евро пришлись на современное искусство.
Если торги современного искусства в Китае, и прежде всего в Пекине, на которых Poly International будет продавать современных китайцев в начале декабря, продемонстрируют лучшие результаты в современном искусстве, чем в Нью-Йорке, можно будет говорить о том, что Нью-Йорк окончательно уступил пальму первенства Пекину.
Однако вкусы китайских коллекционеров, даже в области современного искусства, главным образом направлены не на авторов, уже включенных в западный арт-рынок, а на азиатских художников, цены на произведения которых значительно выросли за последние 10 лет. Поэтому то, насколько западные коллекционеры и дилеры будут готовы инвестировать в искусство поднебесной, а также от того, заинтересуются ли азиатские и прежде всего китайские любители искусства современными западными художниками, будет зависеть судьба мирового contemporary art.
Впрочем, собеседница агентства уверена, что главные рекорды на рынке современного искусства еще впереди, а цены на крупнейших современных художников вырастут еще больше - Ричард Принс, Дэмиен Херст, Жан-Мишель Баскиа подорожают, как подорожали Пикассо, Матисс и Ротко.