День российской почты
8 июля 2012 года
День российской почты отмечается в воскресенье.
Ниже приводится справочная информация.
День российской почты установлен Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года, отмечается ежегодно во второе воскресенье июля. В 2012 году эта дата приходится на 8 июля.
Российская почта - одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X вв. В те времена на крестьянство накладывалась специальная повинность, которая называлась "повоз". Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем "повоз" стал основой для создания почтовых служб.
В начале XIII века на Руси была организована "ямская гоньба" - специальная служба для пересылки письменных сообщений, которая просуществовала до конца XVIII века.
Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей. Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.
Иностранцы, посещавшие Россию, еще в первой четверти XVI века называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII века.
Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.
С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда пошло наименование "немецкая почта".
Помимо международных отправлений, "немецкая почта" доставляла также купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря "немецкой почте", в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.
В конце XVIII века был издан важнейший для российской почты документ - "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почтовая служба организовывалась в течение дальнейших 80 лет.
1782 год стал этапным в развитии отечественных средств связи. В тот год были ликвидированы "немецкая" и ямская почты. Все средства доставки корреспонденции были объединены в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением.
В 1837 году впервые почта была доставлена по железной дороге из Петербурга в Царское село.
В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции.
Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная война, перед почтой стояла задача обеспечения бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый "солдатский треугольник". Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами - всеми возможными способами.
Разрушенная войной почтовая отрасль была восстановлена в 1950-х годах.
Постепенно почта увеличивала количество услуг: многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.
В 2012 году Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 тысяч объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты.
Почта России - это один из самых больших в стране трудовых коллективов, насчитывающий около 380 тысяч сотрудников.
Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 миллиарда писем, 48 миллионов посылок и 113 миллионов единиц денежных переводов.
Почта России предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т.д.
Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. С 2005 года на предприятии реализуется проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. В настоящее время уже почти половина всех филиалов Почты России получили сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых и финансовых услуг.
В начале февраля 2012 года "Почта России" вошла в десятку рейтинга почтовых служб ведущих стран мира, составленного британской консалтинговой компанией Oxford Strategic Consulting. В итоговой "табели о рангах" "Почта России" заняла десятое общее место и второе среди стран с быстро развивающейся экономикой.