"Владивосток Авиа" не повышало цены на билеты из Японии в РФ после землетрясения - УФАС
1 апреля 2011 года

Приморское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) не нашло нарушений антимонопольного законодательства в действиях авиакомпании "Владивосток Авиа", пассажиры которой жаловались на подорожание авиабилетов авиакомпании из Японии в РФ после разрушительного землетрясения и цунами, сообщила в пятницу представитель управления.

После мощного землетрясения, произошедшего в Японии 11 марта, на японских АЭС "Фукусима-1" и "Фукусима-2" был введен режим ЧС в связи выходом из строя систем охлаждения реакторов. На "Фукусиме-1" произошло несколько взрывов и пожаров на энергоблоках. В связи с утечками радиации власти эвакуировали людей из 20-километрой зоны вокруг АЭС, а также ввели запрет на полеты над станцией в радиусе 30 километров. Многие люди после этого стремились покинуть страну. В связи с возрастающей угрозой радиации многие страны эвакуировали своих граждан из Японии.

ДОРОГИЕ АВИАБИЛЕТЫ

В приморское УФАС обращались жители края, которые, по их мнению, переплатили за покупку авиабилета из Токио в первые дни после землетрясения. Больше всего обратившихся жаловались на цену билета на рейс 13 марта из Токио во Владивосток, за который они заплатили по 109,3 тысячи иен (около 38 тысяч рублей). Одна из пассажирок сообщила, что купила билет компании "Владивосток Авиа" за 85 тысяч рублей, тогда как раньше его цена не превышала 30 тысяч рублей.

Приморское УФАС 25 марта начало внеплановую проверку ОАО "Владивосток Авиа" по поводу высоких цен на билеты по рейсам из Японии (Токио, Ниигата) в Россию (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск).

Специалисты УФАС установили, что действующие пассажирские тарифы авиакомпания утвердила в марте 2010 года и с тех пор они не менялись. Однако размер тарифов зависит от ряда факторов: в одну сторону, туда и обратно, дата приобретения, срок и условия возврата билета, что допускается нормативными актами.

В том числе был утвержден тариф на направление Токио-Владивосток эконом-класса в одну сторону в размере 109,3 тысячи иен (без сборов). Этот тариф применяется, если авиабилет покупается в течение трех дней до вылета. При приобретении билета за три дня до вылета применяется другой тариф - 80 тысяч иен (без сборов).

Представитель УФАС отметила, что ОАО "Владивосток Авиа" осуществляет перевозки по направлениям Япония-Россия в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), однако фактически указанные рейсы являются регулярными, поскольку включены в расписание, а билеты на них реализуются через автоматизированную систему продаж билетов.

По данным УФАС, заказчик рейса, в данном случае туристическая компания "Japan Air Travel Marketing Co. Ltd" может выкупить часть мест на рейсы и продавать их потребителям по самостоятельно установленным тарифам, не выше установленных авиакомпанией.

Проверка показала, что все проданные с 13 по 21 марта были проданы по тарифам, установленным "Владивосток Авиа" либо по тарифам заказчика чартера. Превышения установленных тарифов со стороны авиакомпании не выявлено, добавила представитель УФАС.

Указанная большинством заявителей цена билета в размере 109,3 тысячи иен на авиарейс Токио-Владивосток с датой вылета 13 марта объясняется тем, что граждане приобретали билеты менее чем за три дня до вылета.

"Разница в ценах вызвана, в том числе тем, что ранее граждане приобретали билеты более чем за три дня до вылета и в том числе через заказчика "Japan Air Travel Marketing Co. Ltd" и его агентов по ценам ниже, чем установленные "Владивосток Авиа", - пояснила представитель УФАС.

ПРОВЕРКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Приморское УФАС продолжит проверку "Владивосток Авиа", поскольку получило сведения о том, что авиакомпания может занимать доминирующее положение на рынке авиаперевозок по направлениям Япония (Токио, Ниигата) - Россия (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск).

При этом, по данным УФАС, тарифы "Владивосток Авиа" являются одними из самых высоких и сравнимы с тарифами на авиаперевозку по направлениям Токио - Москва, Токио - Санкт-Петербург.

Таким образом, в действиях авиакомпании по установлению тарифов по направлениям Япония - Россия могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Сейчас специалистам УФАС необходимо проанализировать состояние рынка авиаперевозок в этом направлении, установить размер доли "Владивосток Авиа", а исследовать составляющие тарифа на авиаперевозки. Поэтому приморское УФАС России намерено продлить на месяц срок проверки авиакомпании.

Авиакомпания "Владивосток Авиа" сообщила, что 30 марта временно приостанавливает выполнение регулярных авиарейсов из японского города Ниигата в Хабаровск и Владивосток из-за значительного спада пассажиропотока в результате землетрясений и аварий на АЭС в Японии, а также сокращает количество рейсов, выполняемых из Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска в Токио. При создании более благоприятных условий для поездок в Японию авиакомпания примет меры по возобновлению рейсов.