Акунин доказал, что на "Портрете молодого человека" Беллини сам художник не изображен
21 октября 2011 года
Борис Акунин (Григорий Чхартишвили), выступая в пятницу в посольстве Италии в Москве, куда перед выставкой в Мультимедиа Арт музее привезли "Портрет молодого человека" Джованни Беллини, доступными беллетристу методами опроверг гипотезу о том, что картина изображает самого художника в возрасте около 30 лет, передает корреспондент .
"Портрет молодого человека", по последним данным, выполнен около 1490 года. Он хранится в Капитолийских музеях (Musei Capitolini) в Риме, куда попал из Венеции в начале XVII века. В Москве картина призвана стать контрапунктом к видеопроекту группы AES+F под названием Allegoria Sacra, где переосмысляется более известный шедевр Беллини, "Священная аллегория" (1490-1500). В Мультимедиа Арт музее презентация портрета Беллини состоится 24 октября, а перед открытием выставки шедевр несколько дней экспонируется в посольстве Италии в Денежном переулке. Ранее подобных превью в дипломатическом представительстве удостаивались "Дама с единорогом" Рафаэля, "Голова Медузы" Бернини и два портрета Лоренцо Лотто. Бориса Акунина, как прежде группу "Крематорий" и режиссера Петра Буслова, пригласили поразмышлять на тему представленного произведения.
"Меня очень увлекла поставленная задача - порассуждать о предмете, о котором я не имею ни малейшего представления. Но когда такой пустяк останавливал беллетриста?" - начал Акунин, извлекая указку из тросточки, на которую он опирался, выходя к микрофону.
Характерно, что итальянка Маргерита де Микиель (Margherita de Michiel), профессор славистики из Болоньи, выступавшая наряду с Акуниным, также явилась с тросточкой - но совпадение, по словам писателя, было чистой случайностью.
"Главный секрет беллетристики состоит в том, чтобы найти правильный метод наррации. В данном случае он определен жанром, в котором я работаю, то есть детективом, и географической точкой: в соседней комнате 6 июля 1918 года левые эсеры Андреев и Блюмкин убили посла Мирбаха. Итак, я предлагаю считать портрет неизвестного молодого человека подозреваемым в том, что он - Беллини", - продолжил писатель.
Для анализа улик он предложил воспользоваться японскими физиогномическими методами, позволившими обнаружить в герое портрета человека здорового, не отягощенного рефлексией, чувственного, прожившего трудное детство, но смотрящего в будущее с уверенностью. Все эти черты вполне соответствовали тому, что современной науке известно о Беллини, однако форма носа и склонность к полноте не сошлись с более поздним изображением венецианского художника.
Тогда Акунин предложил прибегнуть к более привычному для европейца психоситуационному анализу, показавшему, что герой портрета холоден и "остается для художника загадкой", что в случае автопортрета вряд ли правдоподобно.
Таким образом, условно детективные методы писателя продемонстрировали то же, что и научные изыскания последних лет.
От предложения дать собственный словесный портрет Акунин отказался - и от своего лица, и от лица Григория Чхартишвили.
"Я небольшой любитель откровений и публичных харакири", - признался он.
Свои отношения с собственными героями Акунин описал следующим образом: "То, что пишет автор, является его миром, который он создает и с каждой новой книгой расширяет. Как оказалось, я в своем мире - не Господь Бог и не могу заставить персонажа делать то, чего он не хочет - иначе он помрет. Но я - сильный лоббист и располагаю некоторыми инструментами влияния".
Он также заявил, что периодически вставляет свои мысли в уста отрицательных персонажей и втравливает героев в дискуссии между собой, не зная наперед, кто окажется прав.
"Выпуская книжки, которые читают сотни тысяч людей, беллетрист делает мир более похожим на себя и в этом смысле более комфортным", - утверждает Акунин.
Джованни Беллини (1433-1516) - один из ключевых мастеров венецианской школы живописи, сын Якопо Беллини и учитель Тициана. К числу его заслуг принадлежит в том числе и разворот лиц на портретах: прежде итальянские художники писали людей в профиль, Беллини же, следуя фламандской традиции, обратил персонажей к зрителю.