Что может потерять Россия при смене режима в Венесуэле
7 октября 2011 года

Российско-венесуэльские многомиллиардные контракты в различных сферах, заключению которых активно способствовал действующий президент страны Уго Чавес, могут оказаться под угрозой. Состояние здоровья 57-летнего венесуэльского лидера, который бессменно руководит страной уже почти 13 лет, в последнее время ухудшилось. Кроме того, в следующем году Венесуэле предстоят очередные президентские выборы.

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты рассуждают о том, какая судьба постигнет российские контракты в области поставок вооружения, добычи нефти и газа, энергетики, транспорта и сельского хозяйства, и чего ждать компаниям, заключившим эти соглашения и уже начавшим работу в этой латиноамериканской стране.

ИНВЕСТИЦИИ И ПЛАНЫ

По данным Организации гражданского контроля над деятельностью органов безопасности и армии Венесуэлы, за последние шесть лет страна потратила на закупку военной техники и вооружения 15 миллиардов долларов. Из этой суммы 8,5 миллиарда долларов приходится на Россию.

В ходе состоявшегося на этой неделе визита в Венесуэлу российской делегации во главе с вице-премьером Игорем Сечиным было подписано соглашение о предоставлении Боливарианской республике кредита на четыре миллиарда долларов для поддержания достигнутого уровня военно-технического сотрудничества с Россией. Два миллиарда будут выделены в следующем году, и еще два миллиарда - в 2013 году, уточнил Чавес.

Одним из наиболее крупных совместных проектов в сфере ТЭК является разработка нефтяных месторождений Хунин-6 и Хунин-3 в нефтеносном поясе венесуэльской реки Ориноко. Разработкой Хунин-6 занимается российский "Национальный нефтяной консорциум" (ННК), в который на паритетной основе входят ОАО "Газпром нефть" , ОАО "ЛУКОЙЛ" , ОАО "Роснефть" , ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "ТНК-ВР" совместно с венесуэльской госкомпанией PdVSA. Хунин-3 разрабатывает ЛУКОЙЛ.

ОАО "Интер РАО ЕЭС" планирует построить в Венесуэле электростанцию на нефтяном коксе и интересуется участием в других проектах. Кроме того, Россия планирует поставлять в латиноамериканскую страну больше машин и оборудования, а взамен получать бананы и другую агропродукцию.

ВСЕ ДЕЛО В ЧАВЕСЕ?

Опрошенные эксперты разошлись во мнениях на этот счет. Заместитель директора института Латинской Америки РАН Владимир Сударев отмечает, что ситуацию не следует драматизировать, особенно в части здоровья Чавеса. "Главная проблема в том, что сам режим нестабилен, не подготовлен преемник, не совсем ясны настроения венесуэльского генералитета и армии", - отметил он. Однако радикальные сценарии вроде военного переворота исключены, поскольку их время в Латинской Америке давно прошло, считает эксперт.

По его мнению, как бы ни сложилась ситуация, большинство контрактов были заключены с венесуэльским государством, а не лично с Чавесом. Если вдруг придет оппозиция, то она, конечно, может их аннулировать, но дело чести любого правительства - расплатиться по кредитам, иначе дело может дойти до гаагского суда.

"Действительно, многие заключенные с Каракасом контракты были завязаны на Чавеса, но их поддерживали и многие люди из его окружения. Это дает шанс властям страны соблюсти баланс между интересами Северной Америки, куда идет много венесуэльской нефти, и другими партнерами, в том числе, Россией", - рассуждает ведущий эксперт Центра политконъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Надо понимать, что российские нефтегазовые компании уже довольно плотно работают в Венесуэле, и главный риск для них - если в правительстве страны власть возьмут представители северных провинций, оппозиционные Чавесу. В этой ситуации многие проекты и программы национализации будут дезавуированы, компании могут вернуться к прежним иностранным собственникам, таким образом, РФ останется у разбитого корыта, полагает эксперт.

В свою очередь, гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов уверен, что, "судя по опыту Ливии, наши контракты в Венесуэле после смены там власти ждет незавидная судьба". Чавес в свое время выгнал из страны западные компании и не заплатил им никакой компенсации, новая власть их, скорее всего, вернет, и также поступит с российскими партнерами, которые, как потом выяснится, "сотрудничали с преступным режимом", считает он.

ОРУЖИЕ - НЕТ, НЕФТЯНКА - ДА

Что ждет контракты в конкретных сферах? По мнению Сударева, если к власти в Каракасе придет оппозиция, она первым делом свернет контракты с РФ на поставку вооружения. "В этом есть и наша недоработка - мы предлагаем сложную технику, не сопровождая ее услугами по техническому обслуживанию", - отметил он.

Впрочем, эксперт советует не слишком расстраиваться по поводу сокращения военных контрактов с Венесуэлой - их сумма уже приближается к 10 миллиардам долларов, плюс из четырех, которые РФ дает в кредит, половина пойдет на военные цели. Таким образом, в дальнейшем вооружении страна не особенно нуждается.

Нефтегазовое сотрудничество, скорее всего, сохранится, поскольку оно выгодно Венесуэле, Россия не берет много денег и имеет неплохой опыт в этой сфере. "Если к власти в Каракасе придут разумные люди, они не будут рубить с плеча", - полагает Сударев.

В целом, по мнению Сударева, России следует делать ставку не на продвижение своего автопрома в Латинской Америке, поскольку рынок там уже плотно оккупирован китайскими и корейскими производителями, а на сильные отрасли - высокие технологии, атомная энергетика.

Абзалов из Центра политконъюнктуры согласен с мыслью, что ряд контрактов может быть отменен. "Шанс сохранить позиции есть, если активная работа уже ведется, как, например, произошло с рядом проектов ЛУКОЙЛа в Ираке. Для этого России важно поддерживать как общие тенденции на континенте, так и соблюдать свой интерес, поскольку в ряде областей Венесуэла является для нас конкурентом", - отметил он.

НУЖЕН ЛИ НАМ БЕРЕГ КАРИБСКИЙ?

Эксперты отмечают, что в целом Венесуэла - довольно перспективное направление. В частности, это касается месторождений бассейна Ориноко, которыми уже активно интересуется Китай, напомнил Абзалов. "Кроме того, речь не только о сырье, но и о транспортной инфраструктуре, например, о строительстве транслатиноамериканского газопровода, в котором РФ хотела бы поучаствовать", - добавил он.

"То, что мы вошли в Венесуэлу, хорошо для нас, в том числе, с точки зрения налаживания контактов с ее соседями, эта страна - один из региональных лидеров. Поэтому уходить оттуда, во всяком случае, по собственной воле, не следует", - считает Сударев.

По словам Абзалова, если РФ желает сохранить позиции, то следует закрепиться в Венесуэле и развивать сотрудничество с другими странами региона - Бразилией, Аргентиной, Чили. "Сейчас важно договориться с венесуэльской элитой и потенциальными преемниками Чавеса, и, насколько мне известно, по военно-промышленной линии такие контакты уже ведутся. Возможно, скоро мы узнаем о переговорах в этом направлении", - отметил он.

В свою очередь, Симонов полагает, что России не следует, упиваясь мечтами о глобальном партнерстве, вкладывать десятки миллиардов долларов в Боливарианскую республику. Лучше потратить их на освоение месторождений на востоке РФ. "Смешно - около миллиарда долларов мы заплатили только за право инвестировать в Венесуэлу", - напомнил он.

Проблема в том, что Россия, стремясь к выходу на зарубежные рынки, выбирает в партнеры самые одиозные режимы, тем самым беря на себя огромные политические риски, считает эксперт. "Проекты в Венесуэле рассчитаны не на год-два, а на десять лет, за этот срок с Чавесом точно что-то может произойти", - рассуждает он. В таких странах смена политических режимов однозначно равна смене участников проектов, а мы упорно наступаем на те же грабли, резюмирует Симонов.