Статистика по нападениям морских пиратов
12 октября 2011 года
В составе экипажа захваченного 8 октября нигерийскими пиратами танкера Cape Bird есть россияне, сообщает в среду Российский профессиональный союз моряков (РПСМ).
Ниже приводится справочная информация по статистике нападений морских пиратов.
В статье 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года под пиратством подразумевается:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
i) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий.
Определение вооруженного разбоя против судов содержится в Кодексе практики по расследованию преступлений пиратства и вооруженного разбоя против судов (резолюция A.1025 (26), Приложение, пункт 2,2):
- любой незаконный акт насилия или ареста, или любой акт грабежа или угроза его применения, кроме акта пиратства, совершаемые с личными целями и направленные против судна или против лиц или имущества на борту такого судна в пределах внутренних вод государства, архипелага и территориального моря; - любой акт подстрекательства или сознательного содействия совершению любого из вышеперечисленных деяний.
Пиратство является преступлением международного характера. В зависимости от объекта нападения говорят о морском или воздушном пиратстве.
История пиратства ведется с тех времен, когда в море вышли первые суда. С того времени морское пиратство как явление или вид человеческой деятельности претерпело большие изменения, но суть его осталась прежней.
В начале 1990-х годов проблема пиратства стала настолько серьезной, что в малайзийском городе Куала-Лумпур в 1992 году при Международном морском бюро (International Maritime Bureau - IMB), учрежденном Международной торговой палатой в 1991 году, был создан Центр информации по пиратству (Piracy Reporting Centre - PRC). Данный Центр в круглосуточном режиме отслеживает случаи нападений на суда, формируя тем самым информационный массив специфики современного пиратства. Кроме того, Центр оперативно информирует суда и судоходные компании о произошедших в районах плавания актах пиратства, предупреждает о наиболее опасных в этом отношении морских акваториях и портовых зонах.
Доклады IMB по пиратству публикуются ежегодно с 1991 года. Но статистика IMB является неполной, так как она учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Поэтому в подобные отчеты попадает не более 10-20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные.
Согласно докладам IMB, география действия пиратов XXI века - прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Это явление отмечено в прибрежных морях 56 стран.
Основными районами нападения являются Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд), Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан и Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания), Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).
Все пиратоопасные районы отличаются друг от друга не только по количеству пиратских атак, но и по основным способам их совершения, цели и агрессивности нападения.
По данным IMB, современное пиратство подразделяется на три вида.
Первый вид представляет собой обычные шайки, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают на суда в открытом море или в гавани, а затем грабят пассажиров и экипаж. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.
Второй вид - это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывают судно и груз.
Третий вид - это международные организованные группы, которые захватывают суда с особо ценными грузами. Они используют современные системы спутниковой навигации и связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.
По методам действий пираты делятся на два типа - "индонезийский" и "сомалийский". Первый тип, распространенный прежде всего в водах Юго-Восточной Азии, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются помехой, и их пираты часто уничтожают. Второй тип нападений, практикующийся, как ясно из названия, в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.
Статистика показывает, что пиратскому нападению может подвергнуться судно, плавающее под любым флагом.
По данным ежегодных докладов Международного морского бюро:
В 1991 году было зарегистрировано 107 пиратских нападений на морские суда.
В 1995 году - 188 нападений, погибли 26 моряков.
В 1996 году - 224, погибли 26 моряков.
В 1997 году - 229, погиб 51 человек.
В 1998 году - 202 случая нападения пиратов.
В1999 году - 285 нападений пиратов.
В 2000 году - 469 пиратских нападений, были убиты 72 моряка и 99 ранены.
В 2002 году - 370 нападений, из них 68 нападений с применением огнестрельного оружия, было убито 10 моряков.
В 2003 году - 445 нападений, из них 100 нападений с применением огнестрельного оружия. Были убиты 21 моряк и 71 моряк и пассажир пропали без вести, 359 человек были взяты в заложники. В 311 случаях суда были взяты на абордаж, 19 судов было похищено.
В 2004 году - 325 нападений, в результате которых 30 моряков были убиты, 86 похищены, 148 взяты в заложники, 59 ранены.
В 2005 году - 276 пиратских нападений.
В 2006 году - 239 пиратских нападений, из них у берегов Нигерии пираты напали на 12 судов, а в водах Сомали - на 10 кораблей. В результате нападения пиратов ранения получили 17 человек.
В 2007 году - 263 пиратских нападения на морские суда, из них у берегов Нигерии пираты напали на 42 судна, а в водах Сомали - на 31 корабль. Оружие применялось в 72 нападениях.
Пираты похитили 18 судов, убили 5 членов экипажа, были ранены 64 человека, взяты в заложники 292 человека, трое без вести пропали.
В 2008 году - 293 нападения пиратов, захвачено 49 судов и взято в заложники 889 моряков - членов экипажей. В ходе нападений открывался огонь по 46 судам. 32 моряка были ранены, 11 убиты, 21 пропал без вести и предположительно погиб. В 2008 году оружие применялось в 139 нападениях.
В 2009 году - 406 пиратских нападений. Пиратам удалось захватить 49 судов с 1052 членами команд на борту. 8 моряков были убиты и 68 получили ранения.
В 2009 году 217 попыток захвата судов предприняли сомалийские пираты, нигерийские пираты атаковали 28 судов. В Южной Америке было зафиксировано 37 случаев пиратства. 17 атак приходится на Бангладеш, 13 было совершено в Южно-Китайском море, еще 9 - в Сингапурском проливе.
В 2010 году пираты захватили 53 судна. Был взят в плен 1181 моряк, восемь были убиты.У побережья Сомали в 2010 году было совершено 92% всех произведенных атак и захвачено 49 судов и 1016 человек. В районе Аденского залива пираты совершили 53 атаки, у побережья Нигерии было совершено 13 нападений на суда с последующим захватом, четыре судна были обстреляны, в отношении двух судов были предприняты попытки захвата. В Южно-Китайском море было произведено 31 нападение.
За январь-сентябрь 2011 года было совершено 346 пиратских нападений на море, 35 судов было угнано. Большая часть нападений на суда была совершена у побережья Сомали - 194 нападения. За этот период в этом регионе было угнано 24 судна, взято в заложники 4000 человек, убито - 15.
После того, как с конца 2008 года борьбу с пиратами в Красном море, Аденском заливе и части Индийского океана стали вести корабли ряда стран мира, в том числе и России, пираты переместили свою активность к непатрулируемому восточному побережью Сомали. Они также стали разбойничать в более отдаленной от берегов Сомали части Индийского океана. Их нападения на расстоянии до 800 морских миль от берегов Сомали стали обычным явлением.
По данным ООН, с 2000 по 2007 годы ежегодно совершалось в среднем по 26 нападений пиратов на корабли у побережья Сомали. В 2008 году это число возросло до 111 и достигло 400 в 2009 и 2010 годах, распространившись также на Аденский залив, Красное море и Индийский океан.
Только в 2010 году, по данным ООН, около 790 моряков были захвачены в заложники пиратами.