Чуйский тракт отметит 90-летний юбилей автопробегом и закладкой часовни
26 мая 2012 года
Федеральная трасса М-52 (Чуйский тракт), которая ровно 90 лет назад была признана дорогой общегосударственного значения, отметит в субботу свой юбилей автопробегом Новосибирск - Горный Алтай, закладкой часовни и высадкой аллеи, сообщается на сайте регионального правительства.
По данным властей, 90 лет назад, 26 мая 1922 года, Чуйский тракт Постановлением ВЦИК РСФСР был признан дорогой общегосударственного значения. В 1923 году в Москве состоялось совещание по развитию товарооборота с Монголией и ремонту Чуйского тракта. С 1926 года на тракте организуются первые изыскания по движению автомобильного транспорта.
"Двадцать шестого мая в деревне Топучая Шебалинского района пройдут мероприятия, посвященные 90-летию Чуйского тракта. Здесь состоится встреча автопробега Новосибирск - Республика Алтай, освящение креста на месте строительства часовни, закладка камня на месте установления будущего памятника строителям Чуйского тракта и высадка аллеи саженцев из Горно-Алтайского ботанического сада", - сказано в сообщении.
История Чуйского тракта своими корнями уходит в глубокую древность. Одни исследователи связывают историю появления Чуйского тракта с периодом добровольного вхождения алтайского народа в состав России (1756 год), другие считают, что торговая тропа (караванный путь) из Китая через Монголию в Алтайские горы и Сибирь существовала еще раньше.
По данным историков, на месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины. В начале прошлого века вьючная тропа была переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Позже начинаются работы по улучшению и расширению тракта. Во время гражданской войны дорога была сильно разрушена, ее ремонт оценивался в 300 тысяч рублей. В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сел и силами заключенных, в том числе и репрессированных.