Прокурор ТОФ уверен, что новое рассмотрение дела об аварии на АПЛ "Нерпа" будет честным
18 мая 2012 года

Военный прокурор Тихоокеанского флота Сергей Коломиец считает, что повторное судебное разбирательство по делу об аварии на подводной лодке "Нерпа" пройдет честно и расставит все точки над "i". Об этом он рассказал в интервью, опубликованном в газете "Известия".

На субмарине "Нерпа" 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. Всего на борту АПЛ находились 208 человек, в результате аварии погибли 20 из них, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением.

Обвинение по делу об аварии следствие предъявило командиру "Нерпы" Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту - старшине Дмитрию Гробову. Судебный процесс был закрытым. Тихоокеанский военный флотский суд 14 сентября 2011 года на основании вердикта присяжных признал обоих фигурантов дела невиновными. Военная коллегия Верховного суда РФ 3 мая 2012 года отменила оправдательный вердикт и направила дело на новое рассмотрение.

"Скоро предстоит новое судебное разбирательство, которое, я уверен, пройдет честно и расставит все точки над "i"", - сказал изданию военный прокурор ТОФ Коломиец.

Коломиец в интервью заявил, что в новом процессе позиция обвинения будет неизменной. По версии гособвинения, командир "Нерпы" Лаврентьев не обучил экипаж работе на новом оборудовании, установленном на лодке, а старшина Гробов, не зная о принципах и предназначении новой техники, внезапно включил систему пожаротушения, что и послужило причиной гибели людей.

Коломиец сообщил, что гособвинение провело по делу более 140 экспертиз, в то время как защита не провела ни одной. Он отметил, что считает позицию командира подлодки Лаврентьева о том, что в гибели людей виновата автоматика, несостоятельной, поскольку экспертиза показала, что старшина Гробов набрал команду на пульте управления вручную.

"На АПЛ "Нерпа" установлена регистрационная аппаратура, наподобие так называемых "черных ящиков" в самолетах, которая фиксирует все параметры работы приборов и действия экипажа на ней. Таким образом, сразу удалось выяснить, с какого именно пульта управления вручную набрали команду на подачу огнегасителя во второй отсек. Именно на этом пульте производил манипуляции Гробов", - рассказал Коломиец.

Коломиец отметил, что Гробов набрал команду на пульте по незнанию, и если бы он прошел обучение и знал, что за клавиши нажимает, то никогда этого бы не сделал. По словам военного прокурора, экспертиза показала также и то, что люди погибли не от отравления, а от удушья, поскольку огнегасящая смесь состояла из газов, вытесняющих кислород. Кроме того, экспертиза показала, что команда подключиться к средствам защиты была подана поздно.

"Людям просто нечем было дышать, а так как огнегаситель был подан Гробовым внезапно, то многие, в первую очередь спавшие члены экипажа, не сразу поняли, что происходит, и не успели воспользоваться дыхательными аппаратами", - отметил Коломиец.

Что касается судебного процесса, по мнению Коломийца, присяжные заседатели самоустранились от ответа на вопрос, виновны или нет Лаврентьев и Гробов. Военный прокурор считает, что защитники ввели их в заблуждение, уводили судебное следствие в сторону от предмета доказывания, вели себя агрессивно.

"Будучи введенными стороной защиты в заблуждение, они ответили лишь на первый вопрос, указав, что, по их мнению, не было самого события преступления. То есть, по логике присяжных, происшедшее на АПЛ "Нерпа" 8 ноября 2008 года - это не преступное разгильдяйство, повлекшее смерть и увечья большого количества людей, а трагическое стечение обстоятельств", - отметил он.