Российская премьера: в Москве прозвучала симфония "Атомный доктор" Джона Адамса
10 июня 2012 года
Премьера произведения прошла в рамках VII фестиваля симфонических оркестров мира. Музыку соотечественника исполнил Хьюстонский симфонический оркестр.
Логика программы нынешнего фестиваля стала очевидна с объявления гостей - панорамный вид американского симфонизма: все иностранные оркестры - Национальный симфонический оркестра Кубы, Филармонический оркестр Боготы и Хьюстонский симфонический оркестр - помимо общемировой классики исполняли музыку своих композиторов. Правда, американцы во главе с немцем Хансом Графом сорвали аплодисменты и стоячую овацию зала не за российскую премьеру симфонии "Атомный доктор", ее слушатели приняли со сдержанным любопытством, а за исполнение Симфонии № 11 ("1905-й год") Дмитрия Шостаковича, сыгранной не просто с предписанным жизнеутверждающим трагизмом, а бесконечно страшно, до леденеющих рук, до состояния, в котором неуклюжий звонок неотключенного телефона резал слух не метафорически, а до фантомной боли. Американцы по праву считают эту симфонию чуть ли не своей визитной карточкой - именно хьюстонцы сыграли американскую премьеру симфонии под руководством великого Леопольда Стоковского в 1958 году.
С точки зрения неформальной табели о рангах, техасский оркестр несомненно котируется выше своих кубинских и колумбийских коллег, но хьюстонцы, кажется, вложили уверенность в собственном превосходстве в ухо каждого из присутствующих технически безупречной игрой всех секций и доведенным до автоматизма взаимопониманием и сыгранностью внутри коллектива, звучавшего компактно и собранно. Вся разница с оркестровой дисциплиной латиноамериканских коллег заключалась в том, что они к ней не без успеха стремились, тогда как техасцы в ней уже давно живут.
Любопытно, что оркестр не входит в другой неформальный реестр, который, впрочем, в ходу и у критиков, и у публики - Хьюстонский симфонический оркестр не принадлежит к так называемой американской "Большой пятерке" (Big Five), состоящей из Нью-Йоркской филармонии, Бостонского, Чикагского симфонического оркестров, Филадельфийского и Кливлендского оркестров (в порядке старшинства). По крайней мере, ясно, что этот список вполне справедливо может быть расширен.
Симфонии № 11 предшествовала российская премьера симфонии "Атомный доктор" одного из живущих ныне классиков американской музыки композитора Джона Адамса. Как и симфония Шостаковича, "Атомный доктор" программная музыка, но в гораздо большей степени. Симфония является адаптацией оперы с тем же названием, ее премьера прошла 7 лет назад, спустя два года, в 2007 году впервые прозвучала симфония. В центре обоих произведений фигура американского физика Роберта Оппенгеймера, получившего прозвище "отец атомной бомбы". Оппенгеймер руководил "Манхэттенским проектом" - кодовое название программы по разработке ядерного оружия, в рамках которого были созданы три атомных бомбы. Одна из них, "Тринити" взорвана при первом ядерном испытании в Нью-Мексико, а вот остальные две хорошо известны миру под именами "Малыш" и "Толстяк". В 1945 они поразили японские Хиросиму и Нагасаки. Симфония, как и опера, но в предельно сжатой форме, исследует противоречивые и болезненные ощущения, которые охватывают Оппенгеймера накануне главного в его жизни эксперимента. Симфония трехчастна: энергичное начало, каскад звуков медных духовых нагнетает если не страх, то, по крайней мере, предупреждает об опасности, но пока речь идет только о научном эксперименте ("Лаборатория"); вторая часть ("Паника") - ночь накануне испытания; третья часть - животный страх, отступающий перед бессилием и смертельным величием, как уже ясно, выполненной задачи ("Тринити").